Средняя общеобразовательная школа №5
г.Новотроицк,с.Пригорное
  • О школе

    Мунициальное общеобразовательное автономное учреждение "Средняя школа №5 села Пригорное муниципального образования город Новотроицк Оренбургской области"

    МОАУ "СОШ №5"

    Ах школьный мир! Когда и что могло бы
    Соединить пространные пути,
    Где даже мир – не мир, а просто глобус,

    Его рукой нельзя не обхватить.
    Он яблоком, созревшим на оконце,
    Казался мне на выпуклых боках –
    Где Родина – там красный цвет от солнца,
    А остальное - зелено пока...

    История школы

     В августе  1949 года Воронов Петр Михайлович, заведующий гороно Новотроицка, вызвал Иванова Александра Васильевича,  участника Великой Отечественной войны, директора юргинской школы № 8 и уговорил идти на подходящий для фронтовика участок- директором не существующей пока школы в подсобном хозяйстве № 2, что за Уралом.

    «- Как же туда ездить, коль ни дороги, ни моста нет?- удивился Иванов А.В.

    - Там, солдат, будешь жить.

        Приехали в подхоз. Наше село создавалось как подсобное хозяйство № 2 для строящегося металлургического комбината в городе Новотроицке (ныне «Уральская сталь») с целью обеспечения продуктами рабочих развивающегося комбината и города. Одно название поселка на лесине висит. На плешине большая огороженная жердями территория. Кое- какие постройки. Мычат коровы, верблюды стоят с поклажей. С десяток человек заняты своим делом. Невдалеке домик с шиферной крышей. Среди ковылей вьется дорога. На мелководье полуживой речушки гогочут гуси. В небе застыли черные птицы. Кругом глушь, пустырь, мне стало не по себе.

    Подъехал на коне директор подхоза Витюков, пояснил:

    - Вон в том бараке будет школа.

    - Там же скотники живут,- удивился тракторист Петр Ефимов.

    Их мы в землянки расселим…»

    Через пару дней Александр Васильевич привез из города весь свой скарб- два сундучка да брезентовую сумку, в ней коробка с цветными карандашами, две пачки перышек «рондо» №86 и всепогодная спутница- керосиновая лампа. Гармонь в сундучке.

    В нагрудном кармане солдатской гимнастерки самое ценное- смета на оборудование новой школы. Жильцов из барака переселили в землянки.

    Иванов А.В. Рукопись «Повесть о жизни» (школьный музей)

    Одну комнату отдали под класс, вторую- под жилье Иванову А.В. Осталось место и для технички Зайцевой, которая была одна во всех должностях после директора. Чудом уцелела фотография первого здания школы.

    К  1 сентября  1949 года сложили стены- перегородки, печи, завезли парты, учебники. На открытии начальной школы выступили зав гороно Воронов П.М., впоследствии заслуженный учитель РСФСР; Витюков, директор подсобного хозяйства № 2, родители. Иванов А.В. учил детей в две смены, Были малокомплектные классы:  1,3 и  2,4 классы, всего  24 учащихся.

        Первые ученики нашей школы: Николихин Леонид Иванович, Чурова Александра, Емцева, Языкбаева, Брославцев Павел Михайлович, Мосоловская Антонина Ивановна, Выборнов Анатолий Павлович, Ефимова Елизавета Петровна. К сожалению, все они уже умерли. В настоящее время в нашем поселке живут Стороженко Зоя Павловна, Шингалин Рахметулла.

       Из воспоминаний первых учеников:

    « Самое главное достижение советской школы- это трудовое обучение. Детей приучали к труду, готовили к взрослой жизни, поэтому наше поколение смогло выжить в любое лихолетье. Каникул летних почти не было. Школьная бригада все лето боролась с сорняками, был стимул: всем ударникам обещали на зиму пропитание. Это уже не шуточное дело.

    А зимой в школе открылся небольшой буфет, где кроме чая и краюхи хлеба, иногда и мясо перепадало»  1

    Очень памятна первая осень  1949 года. Ковыльная степь за окном, ночью непроглядная тьма, зловещую тишину нередко нарушал вой волков. Все вокруг действовало угнетающе, наводило страх и ужас. Но первые жители успели до холодов слепить землянки из дерна. Днем в поселке тихо, все на работе, а к вечеру и до поздней ночи одни переезжали в землянки, другие пристраивали сарайчики, сенцы, рыли погреба, клали печи. В школе и землянках освещением служили керосиновые лампы, реже коптилки. О радио приходилось только мечтать.

    - Почему люди поехали жить и работать в таких условиях? – с удивлением спрашивали наши ребята, когда слушали рассказы старожил.

    - Во- первых, отказ считался предательством.

    - Во- вторых, так были воспитаны наши россияне. Надо, значит надо.

       1 Рукопись «Из воспоминаний первых учеников школы № 5» (школьный музей)

    Вот и совершали каждодневный подвиг наши земляки, не задумываясь об этом.

      К осени учащиеся взялись за зеленые насаждения- выполняли великий план преобразования природы. Питомцы Иванова А.В. выкапывали в приречье деревца покрепче, собирали желуди, семена берез, кленов и сажали. В  1200- километровой лесозащитной полосе от поселка Ириклинский до Каспийского моря есть доля труда учителя Иванова А.В. и его воспитанников. Мы и сейчас ездим в эту лесопосадку собирать иргу, репис, просто отдохнуть.

       А в то время великой радостью стал приемник «Восход», подаренный директором Витюковым. Дальше- больше. Начали насосом качать воду для полива из речки Киргильды. Молоко в бочках возили в город. Летом- хорошо. А как быть зимой, в весеннее половодье?

    Поначалу оборудовали моторную лодку, приставили к ней Янкина Ивана Михайловича, участника Великой Отечественной войны (единственный ныне здравствующий из ветеранов). Но и он при своем умении не мог совладать с полноводным Уралом. Нужен мост. И его построили! Связь Европы с Азией стала надежной.

            В  50 годы зимы были снежные, срывались занятия из- за плохой погоды. Частые снегопады и метели полностью заваливали землянки, торчали только печные трубы, по ним и находили свое жилище.

           Бывали случаи и такие. Если сосед не откопал дверь соседа, дети не приходили в школу на занятия, а работники на базу. Потом научились в крышах сеней или в снегу прокапывать ход и прикрывали их от заноса щитом или еще чем- нибудь. Через эти ходы было сообщение с внешним миром.

           После ледохода ходили весловые лодки, на них перевозили продукты, молоко, а деревянный мост налаживали к концу июня.

           В  1952 году отмечали великое событие- установили электростанцию. Первым механиком и электриком был Ефимов Петр Васильевич. Он же и проложил первую борозду в поле. В нашей школе учится правнук Петра Васильевича, Асташев Владимир, который собрал сведения о своем прадеде и принес старые фотографии. С подачей электричества жить стало веселей.  Иванову А.В. дали еще поручение- организовать показ кинофильмов. Александр Васильевич договорился с директором ФЗО города Новотроицка, чтобы один раз в месяц давали пленку с кинофильмом. Наш молоковоз забирал в городе аппаратуру и билеты, а Александр Васильевич после  2 смены в школе прогонял  2 сеанса, а  утром с молоковозом аппаратуру отправляли обратно в город. Поселок рос. Приезжали новые семьи, учащихся прибавлялось. Встал вопрос о делении классов на однокомплектные.

    В  1953 году начальная школа № 5 стала однокомплектной.

    В  1954 году открыли семилетнюю школу. Гороно утвердило Иванова А.В. директором семилетней школы. Учились в две смены. Иванов А.В. вел в  1 смене начальный класс, в  5-7 классах физкультуру, пение (он хорошо играл на гармошке). Бывшие ученики вспоминают, что любимой песней Александра Васильевича была «Песня о тревожной молодости». Зоотехник Смурыгин вел русский язык и литературу, Федорус- историю, географию, немецкий язык.

       Когда прислали нового директора с высшим образованием, Иванову А.В. дали уроки трудового обучения. Не было ни оборудования, ни инструментов, ни помещения для мастерской. Опять нужно было начинать с нуля. Но Иванов А.В. надеялся на свой жизненный опыт. Энтузиазм, находчивость- вот черты характера Иванова А.В.

      Отвели классную комнату под мастерскую. В этом же году изготовили примитивные столярные верстаки, приобрели необходимые инструменты. Появился токарный станок, электроточило.

        Бывшие ученики Иванова А.В. рассказывают, с каким увлечением работали в мастерской. Кроме программы, занимались ремонтом мебели, изготавливали стенды, гардины и т п. Были даже такие ребята, сбегали с уроков, только чтобы поработать на станках. В кружок «Юный техник» не было отбоя, просились даже девочки.

       Совхоз построил типовые школьные мастерские, где были предусмотрены столярный и слесарный цехи. В новых мастерских работать с учащимися стало легче. Теоретическую часть урока проводили в столярном цехе, учащиеся делали записи в тетрадях, выполняли эскизы чертежей для изготавливаемых изделий, во время практической части работали в двух цехах, не мешая друг другу. Ученики Александра Васильевича вспоминают, как они конструировали и изобретали различные действующие модели машин и приборов.

       Свои модели возили в город на выставку технического творчества, где среди  19 школ постоянно занимали призовые места. Школа постоянно выполняла производственные заказы от совхоза и очистных сооружений. Трудовое обучение было поставлено на высокий уровень.

    В  1964 году в совхозе «Прогресс» были заселены первые двухэтажные дома. На правлении совхоза было принято решение: одно двухэтажное здание отдать под школу.

    В  1983 году началось строительство нового здания школы.

    В  1987 году в июне новая школа на  320 человек была сдана в эксплуатацию.

    В совхозе это событие отмечали торжественно. В первый день учебного года состоялся праздничный митинг, посвященный открытию средней школы, потому что в июле  1987 года был решен вопрос о переводе восьмилетней школы в статус средней школы.

    Образование и формы обучения

    Форма обучения в школе - очная.

    Начальное образование
    для 1–4 классов
    Основное образование
    для 5–9 классов
    Среднее образование
    для 10–11 классов
    Дополнительное образование
    для 5–9 классов

    Программа развития

    Программа развития – локальный акт образовательной организации, определяющий стратегические направления развития образовательной организации на среднесрочную перспективу. Программа как управленческий документ развития школы определяет ценностно-смысловые, целевые, содержательные и результативные приоритеты развития, задает основные направления эффективной реализации государственного задания.

    Фотографии

    Документы

    Документы не выбраны

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie